Массовые тренинговые проекты по всей территории России
Комплексные методические решения для корпоративного обучения

Экспертное мнение. Уровень участников тренинга

article227.jpg

Разный уровень участников как фактор снижения эффективности тренинга

Почему тренинг прошел в формате «Коля пел, Борис молчал, Николай ногой качал…»?

Очевидно, что результаты обучения зависят не только от усилий тренера и качества составления программы. И одним из факторов, влияющих на эффективность обучения, является однородность профессионального уровня слушателей.

Различный уровень знаний участников мешает достижению истинного эффекта обучения. Ситуация, когда одни участники неплохо разбираются в предложенной теме, другие просто кое-что об этом слышали, для третьих она представляет собой «темный лес», создает массу сложностей и ведущему, и самим слушателям.

Конечно, опытный тренер сможет эту ситуацию выправить, сделав так, чтобы первым было интересно, вторым полезно, третьим доступно. Но если рассматривать эту ситуацию не с точки зрения тренерской гибкости, а с позиций производственной эффективности, то налицо нерациональное расходование времени и ресурсов: силы и энергия тренера направляются на то, чтобы устранить разрыв между уровнем подготовки участников, вместо того чтобы на 100% отработать материал.

Итак, несколько слов о том, как избежать подобного поворота событий.

Грамотная комплектация группы

Крайне желательно, чтобы в группу входили участники примерно одного уровня подготовленности. Опыт наших тренеров показывает, что «продвинутых» и новичков лучше заранее развести по разным группам, иначе первым будет скучно, а вторые так до конца и не поймут, что же пытался донести до них тренер.

Более общей теме тренинга лучше предпочесть узкую и «выжать» из нее максимум, с учетом особенностей той или иной группы. Поясним на простом примере: нет смысла проводить двухдневный «Тренинг продаж» для группы из 16 человек. Лучше дифференцировать их по уровню знаний и навыков и провести два однодневных тренинга для групп из 8 человек, скажем, «Тренинг результативного общения с трудными покупателями» и «Повышение психологической компетенции персонала, работающего в области продаж».

В обоих случаях – с учетом примерно одинаковой подготовленности участников – тренинги получатся динамичными, насыщенными, без досадного «пробуксовывания» и нерациональных потерь времени на вещание азбучных истин.

Возможные критерии для разделения на группы

Для того, чтобы тренер мог говорить с участниками на простом и понятном им языке, рекомендуется привлечь к процессу комплектации групп администрацию компании-заказчика, его HR-службу, руководителей подразделений. При этом обычно принимается во внимание следующая информация:

  1. Результаты аттестаций и иные объективные оценки.
  2. Фактические трудовые показатели – объемы продаж, количество оказанных услуг, число оконченных проектов и т.д.
  3. Опыт работы (в годах, часах и пр.); трудовой стаж, образование, возраст.
  4. Неформальные рекомендации руководителя.
  5. Другие факторы.

Использование этих критериев в процессе комплектации групп для корпоративного обучения, несомненно, повышает шансы на получение более эффективного результата.
 



← Назад