Массовые тренинговые проекты по всей территории России
Комплексные методические решения для корпоративного обучения

Экспертное мнение. Раздаточный материал: щит или меч тренера?

article230.jpg

Раздаточный материал как один из показателей класса провайдера тренинговых услуг

Неотъемлемой составляющей любого тренинга является "раздатка" - брошюры, книги, блокноты или рабочие тетради-прописи. Их цель – помочь максимально эффективному восприятию учебного материала и последующему применению полученных знаний и навыков в повседневной деятельности.

Единого мнения по поводу того, какими должны быть раздаточные материалы, не существует. Чаще всего используются три ключевые типа раздатки:

  • Книга.

Эти материалы содержат всю информации по теме тренинга, а зачастую, и больше (статистические данные, результаты исследований и т.д.). Иногда автором книги является сам тренер, и это хорошо, т.к. означает, что тренинг он разработал сам, а не «надергал» из Интернета.
Вопрос в другом: какова ценность такого методического пособия? Скорее всего, что в процессе тренинга весь этот пласт информации не будет даже просмотрен. И для продолжения обучения книга не очень подходит, т.к. после тренинга с этой целью задействуются другие, более удобные ресурсы.

  • Блокнот.

Этот формат обычно используют провайдеры услуг, обеспокоенные вопросами сохранения собственной интеллектуальной собственности. Информация подается тренером устно, а участникам выдаются брендированные авторучки блокноты, где они могут писать все, что им заблагорассудится.
Здесь уместно вспомнить о том, что любая раздатка на тренинге имеет две составляющие: функциональную и маркетинговую. В данном случае функциональная составляющая стремится к нулю (далеко не все любят и умеют конспектировать). Зато маркетинговая составляющая обычно оказывается на уровне: качественная бумага, на каждом листе - полноцветный логотип провайдера, название тренинга, ФИО тренера. Подобный подход, возможно, способствует сохранению интеллектуальной собственности, однако, методическая ценность таких рабочих тетрадей крайне низкая.

  • Рабочая пропись.

Что это такое, понятно даже первокласснику. Это способ предоставления материала, содержащий недозаполненные таблицы, выноски с пустыми строками, диаграммы с недописанными полями, где сама форма указывает, в каком месте и что именно нужно дописать.
Опыт наших тренеров показывает, что именно рабочие прописи являются наиболее эффективной раздаткой, формирующей у участников желание получить дальнейшую информацию, развивающей моторную память и способность к запоминанию.

Создание раздаточных материалов: креатив «рулит»

Разработка рабочей тетради-прописи участника тренинга требует от тренера или методиста проявления творческих способностей. В идеальном варианте для этого вида раздатки характерны:

  • Наглядность. Вместо сплошного текста - таблицы, рисунки, схемы. Самое важное следует выделено рамочкой, цветом или жирным шрифтом.
  • Простота восприятия. Как говорил Н.А. Некрасов «что б словам было тесно, мыслям – просторно». Содержание тетради носит исключительно практический характер. Теоретическая часть сведена к минимуму.
  • Логическая последовательность изложения. Без комментариев.
  • Комфорт в использовании. Оглавление, нумерация страниц, наличие цветных закладок между темами и чистых листов для записей).

Не стоит забывать о том, что раздатка – всего лишь разновидность визуальной помощи. Она не сработает сама по себе, в отрыве от тренинга. Это лишь некая форма, которую участнику обучения (под руководством тренера) еще предстоит наполнить содержанием.



← Назад