Массовые тренинговые проекты по всей территории России
Комплексные методические решения для корпоративного обучения

Экспертное мнение. Блеск и нищета харизмы.

article219.jpg

Харизматичность, или экспертность: что в приоритете?

Личное обаяние, «голливудская» внешность, искрометное чувство юмора – качества, весьма ценные для политика, адвоката, проповедника, актера. Харизма нужна лидеру, перед которым стоит задача объединить народные массы, «зажечь» и направить на достижение какой-либо цели.

Вне сомнения, профессия тренера также в этом списке. Он должен вдохновить, вовлечь, чтобы научить аудиторию принимать самостоятельные решения, ставить цели и достигать их, решать нестандартные проблемы, проводить критический анализ своих и чужих действий, и пр. Именно поэтому, принимая заказ, иногда приходится слышать от клиента вопрос: «А кто у вас самый харизматичный тренер»?

Но все же большинство наших заказчиков хочет получить более осязаемые результаты обучения, нежели шумные овации и «горящие» глаза.

Чудес не бывает

Анализируя эффективность тренеров, работающих в наших проектах, мы отметили, что в долгосрочной перспективе наилучших результатов добиваются не харизматики, а те, кого мы называем «инструментальщиками». Такие тренеры требовательны, настойчивы и отнюдь не склонны превращать тренинг в развлечение или шоу.

Они точно следуют программе, не позволяя себе и группе необоснованных «лирических отступлений». Будучи полностью в теме, они виртуозно владеют всем набором инструментов, разработанных нашими методистами. Это позволяет им последовательно и кропотливо передавать необходимые знания и навыки аудитории.

Конечно, их методичность, граничащая с занудством, не всегда работает на пользу личной харизме, зато результаты отдаленной оценки знаний и навыков у их студентов намного выше, чем у их более ярких, но менее методичных коллег. Определенное влияние на эффективность обучения харизма, безусловно, оказывает, но как показывают результаты – не столь великое. Тренер, способный в нужный момент «выключить» свою харизму и «включить» на полную мощность методичность и требовательность, в ряде случаев решает поставленную перед ним задачу намного лучше.

А что же харизма?

Тренер-харизматик, развивающий собственные ораторские навыки за счет клиента, несомненно, способен оставить яркие воспоминания о собственной персоне. Только не факт, что у аудитории от этого прибавится знаний и навыков. Поэтому мы склонны считать харизму важнейшим фактором успеха, но не первым и не ключевым.

Попытки опираться исключительно на личную харизму и противопоставлять ее профессиональным тренерским навыкам и опыту приводят к печальным последствиям. Вскоре после первоначального энтузиазма и вовлеченности аудитории наступает спад. «Чары» рассеялись, а с ними пропали вдохновение и азарт. Результат от обучения оставляет желать лучшего.

Практика показывает, что гарантией эффективного результата является, с одной стороны, тщательно проработанная программа обучения, оптимально соответствующая целям и задачам компании; а с другой - умение тренеров-исполнителей следовать материалу, работая в парадигме достижения запланированных целей. Харизма будет отличной «специей» к этому блюду, но не главным ингредиентом.

Для опытного заказчика, истинный результат – это не баллы в посттренинговых анкетах. Поэтому искушенные клиенты выбирают тренера не столько на основе его харизмы, сколько на его реальной способности развивать компетенции аудитории, и направлять усилия на решение актуальных задач.

Похожие статьи:

ПроектыЭффективная презентация и навыки подачи обратной связи

ПроектыНавыки эффективного мультиплицирования. Модуль II

ПроектыНавыки эффективного мультиплицирования. Модуль I

ПроектыАктивные продажи с помощью презентаций

ПроектыДеловые коммуникации



← Назад