Массовые тренинговые проекты по всей территории России
Комплексные методические решения для корпоративного обучения

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА. «Амплуа Брокер», Мария Долгачева. Один день из жизни будущих тренеров

article107.jpg

 

... Нет, не так. Один модуль, а дней, конечно, три. Да и тренеры не будущие, а очень даже настоящие. Впрочем, по порядку. Выходные мне посчастливилось провести за учебой. Курс — «Тренинг для Тренеров», компания МЭЙНСТРИМ, тренер Александр Соломатин, модуль «Инструментарий бизнес-тренера».

Роль личности в опыте

Компания, в которой я работаю — «Амплуа-Брокер» — специализируется, в частности, на сборе экспертной информации о рынке обучения и развития. За сухим определением стоит идея практичности опыта: мы должны не понаслышке знать продукты, которые рекомендуем клиентам — заказчикам и потребителям тренингов. Как и в научном опыте, у нас роль наблюдателя имеет свое значение — он своим предыдущим опытом и знаниями задает какой-то фильтр для поступающих данных. Мои фильтры — это, прежде всего, приставка «бизнес» в названии профессии бизнес-тренера. Анализ практик российских директоров по персоналу, опыт ASTD, методология оценки эффективности обучения ROI — все это заставляет смотреть на обучение тренера как на инвестиции в управление и развитие персонала компании и далее — в повышение стоимости и успешности бизнеса. Другая часть моего личного опыта — это ведение тренингов, достаточно удачное, судя по отзывам участников и заказчиков. Вот через эти цветные стеклышки я и смотрела на программу тренинга. А поскольку систематизированной основы под моими навыками тренера не было — тем более интересно было «пойти в школу».

Сбор ожиданий

Чем именно этот курс показался мне интересным? Прежде всего, тем, что компания МЭЙНСТРИМ и ее близкая родственница компания ЭКОПСИ давно славятся своей школой бизнес-тренеров — как заявляется, уникальной. Все тренеры компании проходят фирменное обучение и сдают экзамен, а сертификация МЭЙНСТРИМ считается некой планкой, на которую можно равняться рынку. Интерес подогревался также фактом, что стоимость модуля у компании выше средней цены по рынку. Кроме того, модулей заявлено три — а у большинства конкурентов их от пяти и более. Как тренеру удастся вместить весь объем экспертизы в узкие временные рамки? Согласитесь, с такими исходными данными ожидания вполне могут быть завышенными. И снова личное: материал модуля описывал управление группой, так называемую групповую динамику. Что можно здесь изучать в течение трех дней, думала я. Ну, роли в группе, жизненный цикл группы. Про конфликты поговорим. А еще? И вообще, групповая динамика — это важно? Может, для управления группой хватит харизмы, интуиции и эмпатии? Вот с такими примерно мыслями я пришла на тренинг к Александру Соломатину.

И какова реальность?

Реальность оказалась такова, что все три дня мы (тренер и слушатели) действительно говорили, слушали, играли и тренировались в русле групповой динамики. Причем баланс перечисленных выше активностей был очень естественный, практически идеальный. И каждый использованный на нас инструмент (игрушку, упражнение, тест) мы не просто проигрывали, но и анализировали как тренеры и как участники. Конечно, это обязательное условие эффективного тренинга для тренеров, но выполнено оно было на очень высоком уровне.

Материал оказался действительно важным, здесь мои опасения были просто посрамлены. То, что я делала интуитивно, получило теоретическую основу и объяснение. Каждый раздел модуля напоминал, что для эффективного управления группой тренер должен осознавать мотивы своих действий и возможные реакции группы. Во время всех упражнений, которые мы делали в группе сами, тренер указывал на наши действия и реакции, чтобы мы могли узнавать их в своих тренируемых.

Словом дня, кстати, стал термин «проблематизация», это способ дать группе осознать свои ближайшие зоны развития. Насколько я поняла, основной разбор этой темы был в первом модуле. Но создание проблематизирующих упражнений оказалось для группы столь важным, что изучение групповой динамики мы проводили именно на этих упражнениях. Не знаю, было ли это задумано заранее, но работать над двумя темами одновременно оказалось для меня очень эффективно. Очень порадовал также раздаточный материал. Во-первых, все теории были сугубо по существу, и даны были в виде графиков, схем, матриц — то есть, в удобной для восприятия форме. Во-вторых, листки с теорией мы получали по мере необходимости, и сами составляли из них каждый свою папку, со своими расшифровками и примечаниями. Получилась очень удобная и эффективная персонализация раздаточного материала.

Тренер Александр Соломатин, как оказалось, в МЭЙНСТРИМ на уникальном положении. Компания придерживается правила специализации: один сотрудник должен полностью концентрироваться на своей теме — управлении, продажах или тренерской работе. Это дает сотруднику возможность реализовать себя максимально. А Александр сейчас совмещает управление сетью региональных офисов и ведение тренингов для тренеров. Не могу ничего сказать о региональной сети, а тренер Александр Соломатин высокопрофессиональный. Все навыки и качества, которым он учил, Александр демонстрировал собой. И еще одна важная деталь. В ходе работы от нас, учеников, шли бесконечные «а как будет, когда...», «а что выйдет, если...». Довольно часто мы пытались уйти в дебри сложных упражнений и сложных комбинаций. Так вот, отвечая на вопросы и предположения, Александр постоянно напоминал, что конечной целью деятельности тренера является не управляемость участников тренинга сама по себе, а добавленная ценность для бизнеса компании-заказчика — именно в этом свете нужно управлять группой. Далее шел подкрепляющий позицию инструментарий.

Что касается соучеников — все участники модуля были активно практикующими бизнес-тренерами, большей частью внутренними. Но, несмотря на опыт, все волновались как новички, когда подходила очередь выступить тренером перед коллегами. Забавно, что несколько отыгранных нами фрагментов тренингов касались темы «Обратная связь». Реальная обратная связь по управлению групповой динамикой была конструктивной и полезной, анализировали не только стиль работы с группой и ее контролирование (тема модуля), но и сами придуманные упражнения: что изменить, где поставить акцент. Зато когда мы играли участников тренинга, тут все отрывались по полной программе, роли «сложных участников» шли с невероятным артистизмом.

В отношении наполненности материала, пропорции «мяса к воде» скажу так: поглазеть в окно в течение трех дней не удалось ни разу, и воды не заметила. К концу программы было ощущение стройной системы. Признаюсь, каких-то кирпичиков лично мне не хватило, но они не относились напрямую к теме групповой динамики, я внесла их в список для «внеклассного чтения». С другой стороны, учтите, что полностью московский открытый курс обучения тренеров идет три месяца и состоит из трех модулей. А курс, идущий в Нижнем Новгороде — это уже девять месяцев и девять модулей. Могу только догадываться, насколько глубже погружаются в профессию участники нижегородского тренинга.

Минусы сомнительные и Несомненные плюсы

Назвать минусом сложности с парковкой не поворачивается язык, хотя, конечно, припарковаться в пятницу на Садовом Кольце — это испытание. Для себя я решила его просто — приехала на метро. В выходные ни с проездом, ни с парковкой вопросов не возникло. Еще один неполный минус — численность группы. Мы чуть-чуть не дотянули до идеальных девяти участников, когда динамика должна была развернуться в классическом виде. Но для меня это было, скорее плюсом. Я могла без труда контролировать два одновременно идущих процесса: участие в групповых упражнениях и отстраненное наблюдение за собой и коллегами как «подопытной» группой. Состав группы также немного сменился после первого модуля, были новые участники, несколько тренеров после первого модуля решили на второй не приходить (минус нам, лишились ценного опыта коллег), а заказать корпоративный курс для внутренних тренеров (плюс компаниям, получат больший объем обучения). Еще один плюс от смены состава — достаточно времени было уделено повторению материала первого модуля. По форме, в начале первого дня Александр провел нам классическую проблематизацию: помимо аудита знаний, проявились сложные в понимании и овладении темы. Еще одна ценность курса в том, что это продвинутое обучение, у всех слушателей был за спиной свой багаж тренерства, плюс умение и желание этим багажом делиться.

Впечатление от трех дней в целом — очень позитивное. Это, безусловно, эмоции, но они стоят дорого: это мотивация на дальнейшую работу. Если говорить об эффективности обучения — сегодня ее можно оценить ее только на первом уровне, например, Киркпатрика. Моя личная реакция оказалась в полном соответствии с требованиями методологий: есть набор новых знаний и навыков, которые напрямую относятся к зоне моих рабочих интересов и которые я намерена применять на практике. Есть заполненный план действий, которые я собираюсь предпринять по результатам обучения в течение ближайшего месяца. Остается только добавить, что в конце воскресной сессии все участники группы оценили эффективность своего обучения аналогичным образом. И это тоже говорит о качестве курса.

 

Статья размещена на сайте Trainings.ru 3 марта 2008 г.

Постоянный адрес статьи: http://www.trainings.ru/library/education_experience/?id=9973



← Назад